Ты здесь: Советы бывалых Советы специалистов Итоги испытаний автомобильных охлаждающих жидкостей

Итоги испытаний автомобильных охлаждающих жидкостей

Условия испытаний

К испытаниям автомобильных охлаждающих жидкостей (АОЖ), которые проводились совместно с с еженедельником АвтоМир, мы подготовили десять канистр от разных производителей. Образцы отправили на исследования в лабораторию 25 ГоснНИИ МО РФ, занимающуюся сертификацией антифризов. В ходе испытаний оценивали несколько параметров представленных нами жидкостей, в том числе температуру кристаллизации (на морозе) и температуру закипания (важный показатель при работе двигателя). Здесь стоит отметить, что действующего ГОСТа, регламентирующего температурные характеристики АОЖ, сегодня нет. Производители работают либо по ТУ (техническим условиям), либо (как это делают зарубежные фирмы) по требованиям международного сертификационного органа ASTM.

Именно поэтому у трех импортных продуктов (Gold Нi-Gear, Antifreeze Prestone и Holts Long Life) нижняя граница температурного диапазона заявлена на отметке -37 С, тогда как у отечественных аналогов этот показатель соответствует 40 С. Впрочем, как выяснилось в ходе испытаний, практически для всех образцов реальные значения "точек замерзания" (см. табл.) превзошли заявленные. Так, иностранные Gold Нi-Gear и Antifreeze Prestone замерзали "с большим запасом" (только при 40 С, а наши Nord и Expert - при -43-44 С). Что касается верхней границы температурного диапазона, то она у всех АОЖ оказалась также в пределах нормы.

Смазка и антикор

Помимо соответствия температурных показателей, антифризы должны обладать хорошими смазывающими свойствами. Это необходимо для того, чтобы преждевременно не иссяк ресурс помпы и не происходило активной коррозии металлических деталей, с которыми так или иначе жидкости контактируют в системе охлаждения. Можно с удовлетворением отметить, что все представленные на тест АОЖ по своим антикоррозионным свойствам с солидным запасом укладываются в требования нормативов (согласно п.4.5 ГОСТ 28084). Так, например, коррозионное воздействие на алюминий у трех продуктов (AGA Z40, Х-Freeze Classic и уже упоминавшегося выше Antifreeze Prestone) фактически отсутствует, а у остальных на порядок ниже нормативного (см. табл. 2). Эксперты обратили внимание еще на одно важное качество антифризов - стабильность их физико-химических показателей после коррозионных испытаний. Она может быть оценена как разница значений pO (щелочности) и рН (кислотности), измеренных до и после упомянутых исследований. Надо отдать должное производителям охлажадющих жидкостей, которые мы выбрали для теста, и эта характеристика у всех участников испытаний оказалась на высоте, поскольку разброс показаний составил не более 1% (меньше погрешности измерительной аппаратуры). Стабильность физико-химических показателей была дополнительно подтверждена измерениями плотности, значения которой уложились в контрольный диапазон 1,065- 1,085 г/см3.


Ставка на качество

Комментируя результаты испытаний, сотрудники 25 ГосНИИ отметили, что в последнее время качество антифризов, которые поступают на сертификацию, заметно улучшилось. Судя по всему, сказывается существенный рост в нашей стране автомобильного парка, значительная доля которого - иномарки, в том числе собираемые в нашей стране. Понятно, что производить в этих условиях некачественные охлаждающие жидкости себе дороже, можно и клиентов потерять. Неудивительно, что сегодня многие производители, в том числе отечественные, в борьбе за потребителя делают ставку на выпуск АОЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, например, срок службы которых достигает пяти лет или 250 тыс. км пробега. Кстати, в нашем тесте такие продукты тоже представлены, но пока лишь импортными Gold Нi-Gear, Holts Long Life и Antifreeze Prestone.

Результаты замеров температуры кристаллизации

tosol_11.jpg

Коррозионная активность антифризов

tosol_12.jpg

Результаты теста вы можете также прочитать в журнале АвтоМир №8,2008

В журнале АвтоМир статья об этих испытаниях вышла в №5, 26 января 2008 года